Путь-дорожка фронтовая

Будни водителей-добровольцев из отряда «Иван Калита». Как опытные и смелые шоферы помогают приблизить нашу общую Победу.
– Нормативов по движению у нас, как у дальнобойщиков, нет. Поторапливаемся. Если надо быстрее доехать, не поспим ночь, ничего страшного. КАМАЗ в плане комфорта не фура, конечно, не шоссейник – тяжеловат, три моста. Но ко всему привыкаешь…, – рассказывает нам сидящий за рулем водитель с позывным Седой.
Седой крутит баранку не первый год. На гражданке был дальнобойщиком, водил свою фуру. Теперь он старший группы транспортного обеспечения подразделений Добровольческого корпуса на Курском направлении. Группа из отряда «Иван Калита» прибыла под Курск в конце августа прошлого года. Везли людей, орудия, боеприпасы. Марш совершили ускоренным порядком, поломок и задержек в дороге не было. Часть машин вернулась, часть осталась. Остался и Седой с товарищами. Оборудовали базу и начались поездки.
Задачи группы – доставка в подразделения боеприпасов, гуманитарной помощи, иногда перевозка личного состава. Снаряды, патроны, мины, гранаты – склады с ними разбросаны по всей России. Иногда дорога занимает тысячу километров в один конец, один раз машины добирались даже за Урал.
Основные принципы современного снабжения войск – малозаметность и мобильность. Это следствие новых угроз – беспилотников и высокоточного оружия, способных обнаружить и уничтожить в пределах досягаемости любой склад. И новых возможностей – прекрасно развитой сети дорог и массовой автомобилизации. Войсковой тыл по организации все больше напоминает коммерческую структуру. Есть огромный склад –хаб, есть сортировочный центр – подразделения МТО, есть пункты выдачи, организованные подразделениями вблизи ЛБС.
Сортировочным центром, зачастую, теперь выступает сам грузовик. Получив на складе боекомплект, водители выезжают на точку перегрузки на удалении от передовой. КАМАЗы встали, Седой и Смола выходят с оружием – следить за небом. Ждут машины подразделений. Машины приезжают разные. Вот приехал большой грузовик, ехал мимо, получил задачу, забрал ящик вогов. Вот белый пикап, загрузился снарядами так, что кузов просел. Подъезжает микроавтобус, водитель ставит его поодаль от грузовика – автобус оказывается бронированным, может не выбраться из раскатанной грязи. Ящики и коробки быстро перекидываются внутрь. Пустые машины покидают точку.
На базе обычная суета, напоминающая обстановку в любом транспортном цехе – проводится осмотр и обслуживание техники. Мастерской, как таковой, нет, но «есть ключи», говорит Седой.
– Что можно, делаем сами, – поясняет он, – помпу починить можем, например, но если что-то серьезное, тогда тянут уже ремонтникам.
В разговор вмешивается Смола:
– Для Седого проблем нет. Он самый крупный специалист по ремонту. Все знает. Каждую деталь. К нему все обращаются, когда что-то сломается.
Сегодня на машину ставят «мангал». Варили его в ближайшей мастерской, красили сами из баллончика. Теперь водители натягивают поверх маскировочную сеть, крепят ее пластиковыми стяжками. Ингуш, осетин, русский работают вместе, шутят, смеются. Хочется рекомендовать агентству по делам национальностей именно среди действующих участников СВО искать примеры истинного укрепления единства многонационального народа. Пока «мангал» крепят на крышу, Итальянец — это позывной бойца из Владикавказа – весело рассказывает:
– Нас с Джамбулатом военная полиция останавливает, подходит, здороваемся, мы за документами лезем, а он на нас смотрит и говорит «езжайте, ребята, вижу, вы точно не из ВСУ».
Невозмутимый Джамбулат из Ингушетии водит заправщик. Среди транспорта, это одна из приоритетных целей для противника. Поэтому цистерна маскируется фальшбортами, сеткой – издали обычный кузов с тентом. Заправлять приходится любую корпусную технику, у которой есть дизель: от машин до танков. Джамбулат не думает о возможных последствиях попадания в несколько тонн солярки, он спокойно и правильно выполняет поставленные задачи.
Общаемся с водителями за ужином. У каждого своя история, как он попал на СВО. Седой интригующе краток.
– Думал… думал. С военными много на фуре ездил, помогал. А как-то ребята, бывшие музыканты, через нас ехали, собрался и поехал с ними в отряд «Оскол». Там на трал сел, танки возил. Однажды приехали под Прасковиевку танк вытаскивать, лебедку развернули, затащили, тут обстрел начался. А трал не быстрый, на нем не уйдешь – пару дней сидели и ждали, пока поспокойнее станет. В «Осколе» контракт отслужил, домой вернулся, а летом 2024 пришел в Калиту.
Седой сам из Курска, говорит, что очень переживал, когда ВСУ границу перешли.
– Я-то знал, где Суджа, а где мой дом.
Как местного, знающего дороги, его и направили в родные места. Служба нравится «командование нормальное, отношение хорошее, машины не старые, комбат, зампотех за ними следят, решают все вопросы с обеспечением». Готов идти дальше, помогать своим.
Смола подписал контракт в конце 2022 года.
– Сидел на работе, новости читал, разговоры слушал, как мы неправильно воюем. Я на тот момент думал, что чем этих диванных товарищей слушать, пойду, чем смогу помогу. Буду водителем или БК носить. Через интернет нашел, кто набирает, поехали с товарищем, подписали контракт, буквально в палатке, и нам говорят: «вы теперь в «Ветеранах» вторая штурмовая рота»… Я морально ко всему был готов, так там и оказался. Полгода прослужил – Новоселки, промзона Авдеевки, Бахмут, два ранения. Домой вернулся, а через пару-тройку недель назад начало тянуть. Но жена ни в какую… Еще надо было дела закончить. И только когда в прошлом году поступило предложение из «Калиты», жена отпустила назад к ребятам.
Смола очень переживает, что здесь он не на передовой, вроде как не воюет по-настоящему. Это искренние слова штурмовика с боевыми наградами.
И его уважение к жене тоже честное и искреннее.
– Я месяц под Бахмутом был без связи. Один раз парень наш шел в штаб, я написал жене записку, он на телефон свой сфотографировал, пообещал, как связь будет, жене моей переслать. Чтобы она знала, что я жив-здоров… Но тогда не получилось отправить. А через несколько дней меня отправили в штаб передать донесение, и мне оттуда удалось позвонить. Это был второй час ночи, еле-еле дозвонился с четвертой или с пятой попытки… Жена плакала, кричала «останься живой», радовалась, что я все-таки вышел на связь. Это очень ценно. Без тыла, без наших жен, которые ждут, тяжело на передовой находиться. Буквально после разговора как будто крылья появляются. Ты готов выполнять любые поставленные задачи.
Семья – это сила, способная поддержать и после возвращения в мирную жизнь. Тем более, что для многих она уже незаметно изменилась. Друзья, с которыми есть настоящее понимание, появились на войне. Бойцы живут новыми ценностями, идеалами; бытовые, финансовые вопросы для многих уходят на задний план «деньги не важны, ты осознаешь это в первом же бою». Главным становится товарищество, понимание и вера в то, что ты делаешь. Водители Калиты верят, что они помогают своим товарищам. Так оно и есть!