Пост на войне – это внутренний джихад

В Добровольческом корпусе служат представители разных конфессий, в том числе исповедующие ислам. В священный месяц Рамадан, который сейчас в разгаре, мы поговорили с имамом добровольческого отряда «Каспий» бригады «Терек», сформированного в Дагестане 30 октября 2023 года.
Позывной у Магомеда Рамазановича Раджабова – конечно же, «Имам», в батальоне он занимает должность психолога. На СВО приехал из древнего Дербента по предложению муфтията Дагестана, чтобы быть рядом с бойцами. Имам человек совершенно мирный, священнослужитель, оружие впервые взял в руки на полигоне, прибыв в часть. Получил религиозное и светское образование. Уверен, что надо работать с жителями республики, которые служат, работают, живут в других регионах, чтобы сохранять их нравственность, веру, воспитывать патриотизм.
Исполнение поста в условиях боевых действий
– Батальон «Каспий» находится на передовой. Как добровольцам-мусульманам исполнять пост, когда вокруг идут боевые действия?
– Я был с бойцами в окопах на линии боевого соприкосновения и могу сказать, что там даже проще держать пост, чем в тылу. На передовой в обороне мы двигаемся меньше, но постоянно дежурим на постах. Нам рекомендовали меньше есть, чтобы не хотелось спать после еды. Надо быть постоянно начеку. Предрассветная трапеза дает заряд бодрости на весь день, а вечером уже можно отпустить пост. Выход на улицу ограничен, постоянно летают дроны, противник наблюдает за нами, обстрелы не прекращаются. В такой обстановке время проходит быстрее и незаметнее. Это я говорю по собственному опыту.
– Воду хотя бы пить разрешается?
– В течение дня нет. В чем заключается пост? В светлое время суток ты не поглощаешь ни еду, ни воду, и твой организм привыкает к этому. У него есть уникальная функция: он приспосабливается и к трудностям, и к «легкостям». И главное в посте даже не физическая составляющая, а духовная. Когда ты ограничиваешь себя, организм хочет проявить себя, показать какие-то капризы. Но ты должен это в себе удерживать, преодолевать себя, тогда ты становишься сильным и владеешь собой. И тогда воздержание становится еще проще. Еще Пророк говорил, что борьба против внешнего врага – это малый джихад. А вот когда мы остались наедине с самим собой, борьба с внутренним эго – это большой джихад. Внутри каждого человека есть добро и зло, капризы, страсти, недоразумения, постоянная борьба внутри, негатив, который надо подавлять. И на передовой, во время малого джихада, когда боец соблюдает пост, он исполняет большой джихад. Это очень важно. Пост в священный месяц Рамадан – один из столпов ислама. Во время поста надо, чтобы ты проголодался и ощутил ту ношу, ту тяжесть, которую испытывают бедные, неимущие люди, вошел в их положение. Также надо соблюдать духовную чистоту, воздерживаться от лишних разговоров, от суеты, сплетен. Вообще в соблюдении поста есть рекомендация от Пророка, что надо не только воздерживаться от зла, но и совершать богоугодные дела. Надо читать Коран, молитвы…
Молитва на передовой
– Как вы созываете людей на молитву?
– В расположении батальона я просто обхожу, напоминаю. Люди сами знают примерное время, умываются, готовятся и приходят.
– А как быть непосредственно на линии боевого соприкосновения?
– Здесь надо учитывать разные моменты. Одно дело ты в штурме или на открытой местности, ты не должен, конечно же, становиться слабым перед противником, это вопрос твоей безопасности, безопасности товарищей. Если ты дежуришь, нельзя сказать: «Я буду молиться» — и оставить пост. Мы должны быть предельно осторожны, заботиться друг о друге. Мусульманин, хоть он и обязан молиться, это не дает ему право перейти какие-то границы разумного. Но если ты в блиндаже, молитву пропускать не надо. Но все от ситуации зависит. Есть определенный момент, что можно сокращать и объединять молитвы. Утром надо строго совершить, но послеобеденные молитвы можем передвинуть, можно объединить вечернюю и ночную молитву. Когда ты в пути, в движении, ты не должен быть обузой для других, ты, наоборот, должен их подбадривать. Опять же, если нет возможности молиться стоя, если есть угроза безопасности, можно сидя молиться. Но оставлять молитву нельзя. Потому что Бог тебе дал инструкцию, как жить, он дал тебе обстоятельства, испытания. Они нацелены на то, чтобы сделать тебя сильнее. И если ты будешь стоек в вере, Бог вознаградит тебя, если не в этом мире, то в мире ином.
Отношение к войне в исламском обществе
– Ислам запрещает войну…
– Ислам запрещает агрессивную войну, колониальные войны. Войну можно вести для защиты тех граждан, которые находятся под опекой. Но мы хорошо понимаем, что зачастую невозможно отстаивать интересы государства, целостность страны без борьбы. В исламской истории первый поход, на который получено одобрение Всевышнего, был освободительный поход пророка Мухаммада, когда он восстал против людей, изгнавших его из Мекки, разделивших его семью, отобравших его имущество. И, наверное, здесь можно провести какие-то аналогии с СВО, по крайней мере, мы ее так понимаем. Мы живем в России, государство обеспечивает нам безопасность, дает гарантии стабильности. Ведь что будет, если каждый человек будет только сидеть дома и ждать, когда к нему на порог уже придет война, и только тогда он выйдет? Когда стоит вопрос безопасности уже государства, думаю, каждый мусульманин должен выйти на защиту страны. Мы этим руководствуемся.
– Позиция по СВО в исламском обществе едина?
– К сожалению, как и во всем российском обществе, в республике есть некоторые представители исламской молодежи, которые считают, что СВО – это не наша война. Но это единицы. Я приехал сюда по просьбе муфтията Республики Дагестан, и мы поддерживаем курс Президента, нашего верховного главнокомандующего. Это достойный человек, который помогает всем гражданам России, независимо от национальности и вероисповедания. И мы считаем, что действия Президента нацелены на благо общества. Поэтому, раз есть установка, есть задачи по проведению СВО, мы их поддерживаем. Это с одной стороны, политической. Есть и другая сторона, этическая. Идет военная кампания, в которой участвует очень много военнослужащих-мусульман. Они военные люди, они честно исполняют свой долг. Они оторваны от дома, от семей, и наша задача поддерживать их, в том числе и в вопросах веры. Я думаю, все, кто воюет здесь, у них у всех есть вера, какой бы религии они ни придерживались. Потому что человек, который верит в победу, он верит и в Бога тоже. Если в душе не будет Бога, откуда появится вера в победу? И чтобы они не утратили свою веру, свои корни, могли что-то спросить, в том числе и по богословским вопросам, в плане соблюдения религии, каких-то обрядов, нас направляют сюда, чтобы мы были для них помощниками и опорой. И я думаю, эту миссию мы несем с честью и достоинством.
– У православных есть святые покровители воинов. Есть ли подобное в Исламе? Или кто может быть образцом для солдата?
– У нас нет культа тех, кто воинов как-то прикрывают, защищают. Но есть свои герои, которые помимо мирной жизни вели освободительные войны. У нас в Дагестане, например, есть имам Шамиль, который позволил нам сохранить свою веру. Есть арабский воин Саладин, который вел освободительную войну против крестоносцев. Это для нас примеры людей, которые сражались за свой народ, за свою веру.
– Как имам и психолог, что вы можете сказать о понятии человечности на войне? Верующие люди более человечные? Верующие лучше адаптируются к послевоенной жизни в гражданском обществе?
– Я считаю, что верующий человек более реалистично воспринимает происходящее как на поле боя, так и в мирной жизни. Для верующего человека вера в Бога и в определенные ценности являются основополагающими, и внешние факторы не могут кардинально изменить его. Как психолог, я стараюсь помочь всем — как верующим, так и неверующим — подготовиться к мирной жизни и к борьбе в условиях военного времени.
– Исламское право на протяжении многих веков изучает вопросы ведения войны и изначально запрещает убийство тех, кто сложил оружие и просит пощады.
– Да, это верно, одна из основных школ ислама действительно говорит об этом. Наши бойцы — настоящие герои, но в них также живет чувство сострадания и милосердия. Мы не стремимся к уничтожению и не пропагандируем агрессию. Однако инстинкт самосохранения никто не отменял: если ты не выстрелишь, то могут выстрелить в тебя. Мы должны это понимать и действовать исходя из реальной ситуации. Мы учим наших ребят беречь себя и защищать своих товарищей, но не настраиваем их на агрессию или зло. Если мы будем такими, то какая разница будет между нами и теми, кто на нас нападает? Мы ведем войну, но делаем это с позитивной тактикой, в отличие от той подлой войны, которую ведет против нас Запад. Мы объясняем это нашим бойцам. Мы также даём им талисманы, чтобы они не забывали о вере и Боге.
– Что такое талисман для воина-мусульманина?
– Талисман – это, прежде всего, вера в Бога. Если её нет, талисман не поможет. Это важно понимать. Талисманы обычно представляют собой изречения из Корана и пророка Мухаммада, а также специальные аяты для лечения и исцеления, которые называются «аят шифа». Эти аяты являются оберегом, и мы вкладываем их в специальный футляр, который бойцы вешают на шею вместе с жетонами. Они носят их с собой, прося у Бога спасения и защиты.
– Как молятся мусульмане перед боем? Есть ли специальная молитва или ритуал?
– Ритуалов как таковых нет. В исламе есть предписанные молитвы, которые необходимо исполнять, выходя из дома. Например, желательно исполнить двухракатную молитву, чтобы попросить у Бога защиты в пути. Также есть молитвы для моментов, когда человек чувствует страх и опасения. Война — это такой момент, когда нельзя полагаться только на молитву без соблюдения остальных религиозных действий. Мусульманин — это не человек ситуации, это человек, который постоянно следует исламским принципам в повседневной жизни. Мы пять раз в день соблюдаем чистоту, умываемся и молимся, в этих молитвах просим Всевышнего о защите. Не бывает так, что целый год человек не молится, а на войне начинает просить у Бога спасения ежеминутно. Маловероятно, что это подействует. Поэтому мы призываем людей настраиваться не на войну, а на жизнь. Если мы постоянно будем акцентировать их внимание на войне, смерти и убийствах, это может сломать их дух. Мы говорим, что Бог любит добро и милосердие, и молиться Богу нужно постоянно. Сейчас мы сидим в молельной комнате, куда приходят наши ребята, чтобы помолиться. Мы исполняем здесь пятикратную молитву. Ребята соблюдают пост и проявляют богобоязненность.
– Встречались ли здесь люди, которые пришли на войну неверующими, а здесь уверовали?
– Лично мне не приходилось сталкиваться с таким. Но я думаю, что неверующих людей на земле не так много. Бог вселяет веру в человека по своей природе, и в процессе духовного роста он либо дополучает её, либо недополучает. Даже если человек сам говорит, что он не верующий, у него всегда есть мечта и вера в то, что она исполнится. Возможно, он просто ещё не признал Бога, но это лишь вопрос времени.
– Есть ли в батальоне шииты?
– Да, есть. Они тоже ходят молиться и помогают нам. У нас нет здесь религиозного доминирования. Мы все здесь воины, мы заключили контракт на определённых условиях. Я не обладаю какой-то исключительностью только потому, что я имам. Я всегда рядом с бойцами, и мы всегда готовы оказать помощь нашим православным братьям в батальоне. В муфтияте Республики Дагестан действует принцип: «Где можешь — помогай, где не можешь — не мешай». Я так и работаю. И командир батальона придерживается этого принципа: кто хочет утром в воскресенье пойти в церковь на службу, ходит, мы составляем график нарядов так, чтобы у них была возможность. Вечером в субботу у нас будет ужин, мы понимаем, что у православных пост, для них тоже предусмотрена еда. Мы общаемся с батюшкой, советуемся и помогаем друг другу.
– Ислам считает добродетелью помощь ближним. Муфтият Республики Дагестан работает с семьями добровольцев и с семьями погибших?
– Конечно, работает. У нас в Дагестане есть благотворительный фонд, который проводит акции, связанные с праздниками и наступлением священного месяца Рамадана, чтобы объединить семьи, в которые пришла беда, и семьи, где отцы воюют. В случае гибели представителя фонда вместе с имамом приходят в семью и спрашивают, какая нужна помощь. В семьях, где есть участники СВО, на день рождения детей передают им подарки от папы. Мы поддерживаем своих.
Для справки
Ислам появился в VII веке на Аравийском полуострове. Его основателем стал пророк Мухаммед, получивший через ангела Джабраила божественное откровение, на основании которого была написана священная книга мусульман Коран. Вторым по важности источником исламского вероучения и права является сунна – сборник хадисов (преданий) о жизни Мухаммеда. Пять столпов ислама – шахада (исповедание веры), намаз (пятикратная молитва), ураза (пост), зякат (помощь бедным) и хадж (паломничество в Мекку).
В исламе есть два основных религиозных течения – сунниты (около 90%) и шииты. Исламское право представлено различными мазхабами (религиозно-правовыми школами).
В России живет более 20 млн. мусульман, многие из них участвуют в СВО.