Перед решением командира идет работа с экипажем

Подпишись:

«Я дам вам очень хороший экипаж, у нас все экипажи великолепные, но этот, наверное, можно назвать образцовым, — быстро, громко и отчетливо говорил Торвальд, командир танкового батальона бригады «Александр Невский».

К танкистам мы приехали в надежде увидеть работу экипажа. Пока ждали цели, пили чай, разговаривали. Обычно на этой полосе мы публикуем рассказ о конкретном добровольце. Но экипаж – это особый мир, в котором не получается писать о ком-то в отдельности. Сам командир танка рекомендовал: «Вы с механиком поговорите, это парень-огонь…, а наводчик у нас вообще легендарная личность!» Поэтому рассказываем про каждого.

Командир танка Изба

Перед решением командира идет работа с экипажем

«Некоторые думают, что танкисты много ездят. Нет, танкисты много ходят. Чтобы работать с танка, надо много ходить – отрабатывать позиции, отбивать ориентиры. Чтобы на танке выехать, отработать с одной позиции, экипаж километров по десять проходит, чтобы позицию увидеть… провести работу с дронами, послушать, посмотреть, как они летают, с какой периодичностью». Изба рассказывает увлеченно, сидя на командирском месте. В башне идеально чисто, нет пыли, нет масла, нет нагара. «Тут всегда убираешь, с пылесосом, с тряпками, — говорит Изба, — стараешься, чтобы было чисто, как у себя дома». По этим замечаниям понятно отношение экипажа к машине. Она на данный момент – главное в их жизни.

Танкистом Изба стал на СВО. Командир образцового экипажа когда-то служил срочную поваром. «Знакомство с «Невским» началось в 2023 году, возил сюда гуманитарку с товарищем, он раньше в штурмах был, поэтому возили нужные вещи – сетки, генераторы, лопаты, кирки. Два раза съездил и загорелся. Захотелось поехать Родину защищать, тем более, что у меня сын – будущий офицер». На первый контракт заходил вместе с земляком, теперь начальником разведки батальона, стал наводчиком, потом командиром танка. С этим экипажем уже пятый месяц и очень им гордится.

«У экипажа результаты серьезные, у нас с ним больше 50 боевых выходов, не считая уничтоженных целей. Опыт экипажа очень помогает, подсказывает. Механик у меня вообще чудо, считаю, это один из самых классных механиков на этом направлении. Наводчик — легендарная личность в узких кругах, очень серьезный боец. Я считаю, у нас самый лучший экипаж – слаженный, дружный».

Танки привлекали Избу всегда. Слесарь, он всю жизнь работал с техникой, а мечтал управлять боевой машиной. Мечта сбылась, поэтому к делу он подходит очень тщательно, с любовью. Это же мечта!

«Это мощь, адреналин, приезжаешь с работы, еще полдня балдеешь от адреналина, тем более, когда цель хорошая. Я думаю, кто работает на танке, они влюбляются в эту работу».

Но кроме любви и увлеченности есть постоянная работа. «Чтобы добиться результатов надо пахать, — уверен Изба. — Сутками, не спать. Учиться. Стараться. Приходят молодые бойцы, начинаешь их учить, уже непосредственно сам учишь, потом они опыт другим передают».

Опыт пригодится для эффективной работы по целям. Экипаж уничтожает склады боеприпасов, опорники, окопы, охотится на снайперов и разведгруппы, операторов БпЛА. Работать приходится каждый день.

«У нас наработок по стрельбе очень много, ребята мне доверяют, я командир – за мной последнее слово. Но! Перед тем, как я это слово скажу, идет работа всего экипажа. Садимся и решаем, как правильно сделать, как отработать, как цель поразить, как выжить. Нам быстро надо работать, с нами столько людей задействовано – а они под дронами, под обстрелами – что мы подвести их не можем, наше дело – быстро приехал, быстро поразил цель, быстро уехал. В связке экипаж-разведка-комбат мы постоянно анализируем обстановку. Это постоянная история, как противника перехитрить».

В современной войне танк работает как высокоточное самоходное орудие. Если раньше работа этих машин с закрытых огневых позиций была редкостью, теперь это повседневность. Экипаж Избы поражает уверенно поражает цели на дистанциях 9-10 км. Можно, конечно, подъезжать и ближе, но это ненужный риск.

«У нашего комбата, — продолжает Изба, — есть такой принцип – сначала люди, потом техника, потом боевая задача. Мы исходим из этого принципа: бережем людей, бережем технику и «гасим» врага».

А враг реагирует быстро, через семь-восемь минут стрельбы позиция может быть выявлена. Противник направляет туда снаряды и дроны, с последними справляется разведка танкового батальона, командует которой земляк Избы.

Воинское братство – это то, что важно для командира танка. Он признается, что ради этого он возвращается в бригаду. Он несет ответственность за своих товарищей, он хочет помогать им, он не может сидеть дома, зная, что все раненые наводчики вернулись в строй. Потому что он отец будущего офицера, потому что он знает, что его опыт позволит сохранить товарищам жизнь.

«Жена вначале тяжело восприняла, против была. Но она все понимает, теперь скучает, гордится, ждет. Дочка тоже ждет, все родные и близкие, друзья…»

Когда СВО закончится, признается Изба, он будет скучать по танку. Очень будет скучать, «хоть в аренду его бери», говорит.

Механик-водитель Орёл

Перед решением командира идет работа с экипажем

Невысокий механик нашел где-то в расположении советскую солдатскую шапку с краснозвездной кокардой и хранит ее как память о срочной службе, которую он проходил танкистом.

Он все время смотрит на танк, будто думает, что еще надо сделать. Хотя масло в норме, гусеницы натянуты, фильтры заменены. Но Орёл очень любит танк и беспокоится за него. «Экипаж готов к бою днем и ночью, двадцать четыре на семь, все должно быть в рабочем состоянии, бывает, что выезжаем по несколько раз в день».

Орёл служит второй контракт. До этого работал дальнобойщиком, «объездил всю Россию вдоль и поперек, везде был, но славу Богу всегда возвращался домой».

Как попал сюда? «Я после армии двадцать лет мечтал сесть в боевую машину, это трудно понять, если сам не попробовал, но в танке ты чувствуешь себя по-другому. Когда сюда ехал, на СВО, я знал, что я буду делать, осознавал. Воевать никогда не хотел, я человек советский, знаете там «миру – мир», но свою Родину в обиду не дам, будем защищать ее чего бы нам этого не стоило. Родные это понимают. Меня сюда дядька родной пригласил, так что и мать знала, куда и кем я еду. Дочки тоже хорошо отнеслись, знают, что я Родину защищаю, ждут».

Сложности, опасности? «Сложно, когда грязь в лицо летит, если идешь по-походному, но грязевых ванн таких, чтобы «дельфина» сделать, утонуть, такого не было. Опасности для нас – лежачие ждуны – дроны, мины. Но мы дороги изучаем, если какой-то новый элемент появляется я всегда увижу. И экипаж сверху наблюдает. За все время дроны в лоб нам не прилетали – у нас комбат хороший человек, он все планирует, решает с коллективом, с экипажем, как лучше все делать, поэтому, слава Богу, беды не случалось».

Наводчик Вертун

Перед решением командира идет работа с экипажем

Под коленом на резинках закреплена обычная тетрадка в клеточку. «По старинке – ручка, бумажка, здесь все расчеты, здесь корректировка, когда считаешь на ходу, получаешь с птиц информация», — неторопливо рассказывает наводчик.

Про работу говорит просто. «Командиры дают координаты, мы рассчитали и работаем. Я занимаюсь расчетами с командиром танка… дальность, азимут, все дела. Стрельбы бывают… нормально, бывают ништяк, если с первого вошли, считай зацепились уже и не отпустим, разбираем до талого».

«В танках» Вертун с 1992 года. Срочная служба Елань, Чебаркуль, потом 201-я дивизия в Таджикистане. В 2023 приехал на СВО с «Группой Вагнера». «Бахмут взяли, все, потом домой, отдохнул и опять сюда приехал. Скоро уже домой, отдохну, потом решать буду, как дальше. Но так в планах сюда, а куда еще? Танчики…», — с чувством произносит Вертун хриплым голосом и снова курит молча.

Он немногословен про работу. «Стрельба зависит в основном от корректировщика, если корректура не фонтан, то работа так себе, можно накидать не знамо куда. Если корректировщик грамотный, то махом вообще разбираем чего надо».

Вертун сам не упоминает о своих наградах, только от товарищей узнаем, что «такие ордена не каждый в Вагнере получал». Также узнаем, что в 1993 году он на танке шел на помощь 12-й заставе Московского погранотряда. А в Бахмуте стал легендарной личностью.

Ему нравятся «танчики» и не нравится давать интервью. Он спокоен и невозмутим. Он – наводчик танка.

Вот такой портрет экипажа танка. Помня о характеристике Торвальда, спросили, как часто хвалит вас комбат. Ну как хвалит, отвечал образцовый экипаж, после выполнения задачи обычно скажет «ну ладно, удовлетворительно отработали».

Поделиться:

Рекомендуем