Бронеавтомобиль военных США «Хамви»: легенда или неоправданные понты

Автомобиль «Humvee» (HMMWV) плотно ассоциируется с образом американской военщины начиная с 90-х годов. Операция «Буря в пустыне», а затем «Шок и трепет», перешедшая в «Иракскую свободу» (ох уж этот пафосный пиндосский нейминг). Всё это плотно освещалось западными СМИ (они же мировые, на тот момент). Поскольку «Железный занавес» пал, весь этот медийный продукт («война в прямом эфире») хлынул в мозги жителей постсоветского пространства. Поэтому «Хаммер» своего рода легенда, очень яркий образ. Не просто машина, а символ тогдашней мощи Америки, единственной оставшейся Сверхдержавы, выигравшей Холодную войну. Некоторые на Западе тогда даже поспешили объявить «Конец Истории»… Наивные! Прошло время, и в 2008 в Грузии солдаты Армии России уже подбивали и трофеили те самые «Хамви». В 2014-15 годах на Донбассе местные Русские парни из Ополчения повторяли это с «Humvee» вооруженных сил «страны 404» с еще большим размахом. Заметно возросло присутствие (и потери) этих машин в горячих событиях с 2022 года и поныне. Так взглянем же на эту технику поближе. Встречаться с ней придется еще долго и плотно.
Характеристики «Humvee»
Как и подобает внедорожнику, «Хамви» – полноприводный (4 х 4).
Длина: 4.6 м.
Ширина: 2.16 м.
Высота: 1.8 м.
Клиренс: 41 см.
Масса: 2.7 т.
Грузоподъёмность: 2 т.
Максимальная скорость по шоссе (км/ч): 113 (88 у первой версии).
Запас хода без дозаправки: 320 км.
Двигатель формата V8.
Защита
«Хамви» изначально позиционировался как автомобиль с легким бронированием. Но это очень условная классификация, поскольку, как таковых поверхностей и крупных участков, которые неплохо было бы дополнительно защитить усиленной броней, практически нет.
Спереди экипаж защищает двигатель и передний стеклопакет из бронестекла. С боков проекцию салона практически полностью перекрывают довольно массивные двери, также со стеклопакетами из бронестекла. Можно сказать, что нижняя часть дверей и рама вокруг стекла – это и есть бронирование, просто толстый металл. Рама, участки между стёклами и дверьми – массивные, усиленные.
Задняя часть кабины или салона, крыша, днище – всё очень слабенькое. Масса примеров, где эти части прошивали средние осколки. С близкого расстояния в эти зоны и пулемётный 7.62 БЗТ может прошить.
Некоторые линейки выпустили с усиленной бронёй, что сразу привело к утяжелению почти на тонну и существенной утрате проходимости.
Но настоящей проблемой для «Хамви» стали мины, фугасы. У этой разработки не первой молодости, нет салона-бронекапсулы в современном понимании. Поэтому при наезде на противотанковую мину или при подрыве управляемого фугаса, машина гарантированно выходит из строя. Но, что главное, и экипаж погибает или получает серьёзные ранения.
Помимо слабенькой защищённости экипажа, у «Хамви» хватает и других минусов:
Проходимость по проблемной местности всё же не блестящая.
Несмотря на довольно продвинутую для своего времени ходовую, тому времени уже 40 лет, и много чего можно подтянуть.
Вроде машина немаленькая, а в салоне всё равно тесновато. Особенно, крупным парням в броне, с оружием и боекомплектом на себе.
Итог
«Хамви» хорош для парадов и гоняния по прериям или пустыням совсем уж туземных персонажей… Если оппонент широко применяет тяжелое вооружение: артиллерию, ПТУРы, FPV-дроны и кумулятивные сбросы, крупнокалиберные пулемёты, пушки БМП, БТР, не говоря о танках – это проблема…