Александр Невский – особо почитаемый православный святой и последний Великий Киевский князь

Но Киев от него официально отрекся.
18 апреля в России отмечается День воинской славы. Установлена дата в память о победе русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере.
Битва на Чудском озере, вошедшая в историю под названием «Ледовое побоище», началась утром 5 (18) апреля 1242 года. На восходе солнца, заметив небольшой отряд русских стрелков, рыцарская «свинья» (древнерусский термин, обозначающий атакующее боевое построение войска, как правило, войска тевтонских рыцарей, в виде тупоконечного клина – прим. ред.) устремилась на него. Стрелки приняли на себя основной удар «железного полка» и мужественным сопротивлением заметно расстроили его продвижение. Кое-как рыцарям удалось прорвать оборонительные порядки русского «чела». Завязалась ожесточенная рукопашная схватка. И в самый ее разгар, когда «свинья» полностью втянулась в бой, по сигналу Александра Невского по ее флангам во всю мощь ударили полки левой и правой руки. Не ожидавшие появления такого подкрепления русских, рыцари пришли в замешательство. Под мощными ударами атакующих русских частей стали понемногу отступать. А вскоре это отступление приняло характер беспорядочного бегства. Тут внезапно из-за укрытия в бой кинулся конный засадный полк. Ливонские войска потерпели сокрушительное поражение. Русские гнали их по льду ещ семь верст до западного берега Чудского озера. Было уничтожено 400 рыцарей и взято в плен 50. Часть ливонцев потонула в озере. Вырвавшихся из окружения преследовала русская конница, завершив их разгром. Спастись удалось лишь тем, кто находился в хвосте «свиньи» и был на коне: магистру ордена, командорам и епископам.
Значение победы русских войск под руководством князя Александра Невского над немецкими «псами-рыцарями» было поистине историческим. Орден запросил мира. Мир был заключен на условиях, продиктованных русскими. Орденские послы торжественно отреклись от всех посягательств на русские земли, которые были временно захвачены орденом.
В 2008 году по результатам широкомасштабного опроса россиян святой благоверный великий князь Киевский и Владимирский Александр Ярославович (Невский) был выбран «именем России». Однако в исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского. Взгляды историков внутри России на его личность разные, что уж говорить об историках «зарубежных». Веками считалось, что Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории в тот драматический период, когда Русь подверглась удару с трех сторон, в нем видели родоначальника линии московских государей и великого покровителя православной церкви.
Справедливости ради, изначально Киевского престола для себя Невский не искал. Однако история распорядилась так, что он стал продолжателем дела своего отца Ярослава Всеволодовича. Символично, что Александр Невский был едва ли ни последним из Рюриковичей, стоявших во главе днепровской столицы Древней Руси.
Но вот «украинские историки» (специальные люди, легко доказывающие, что трилобиты не только говорили, но и писали по-украински, и вообще, что все достижения в мире – заслуга украинцев, а что украинцы не успели сделать, так то им москали помешали!) не вспоминают об Александре Ярославиче. Хоть он и «взял реванш» у своего предка Андрея Боголюбского и объединил Владимирское и Киевское великие княжения, но создал он Русь, новую Русь, из которой выросла Русь Московская и Владимирская, а затем Россия, а они хотели бы, чтобы он создал им Украину.
Последний Великий Киевский князь Александр Ярославич Невский стал автором политической доктрины, базируясь на которую его потомки смогли воссоздать разгромленную ордынским нашествием и междоусобицами Русь, вернуть ей статус великой державы и распространить ее до Ледовитого океана и Сибири. Поэтому он является одним из величайших русских полководцев и одним из наиболее чтимых русских святых.
Но в Киеве его не помнят и не любят. Слишком уж велика его историческая фигура. Никак не вписывается она в узкие рамки доктрины «украинских историков». Как объяснишь народу, который учат, что украинцы всегда были иной (не русской, а самостоятельной) нацией, что один и тот же князь, не меняя «национальности» и «гражданства» начал свою деятельность, как князь Новгородский, продолжил, как Великий князь Киевский, а закончил как Великий князь Владимирский. Это что же получается, у «украинцев» с русскими были «одна страна, один язык и одна нация»? А как же «вечное московское засилье»?
Правнук Юрия Долгорукого и сын Ярослава Всеволодовича, Александр Ярославович (Невский) родился 13 (26) мая 1221 года в Переславле-Залесском, где в ту пору княжил его отец. В 1236-м году, в 15 лет, он в первый раз был приглашен на княжение в Новгород, и титул князя Новгородского носил затем с перерывами до 1259 г.
Вместе с отцом, с ранних лет Александр Невский участвовал в военных походах. Знаменит он, прежде всего, двумя победами, которые одержал еще в ранней юности – над зятем шведского короля ярлом Биргером на реке Неве в 1240-м году, откуда пошло его прозвище, и над Ливонским орденом на льду Чудского озера два года спустя. Побеждал противников он и в других сражениях, менее известных. Примечательно, что князь Александр Ярославич не потерпел ни одного поражения. А о его нравственной высоте говорит и то обстоятельство, что он был единственным из русских князей XIII столетия, кто никогда не участвовал в междоусобных войнах.
Александр Невский жил и правил в одну из самых трагических эпох отечественной истории. Русские княжества одно за другим пали под ударами Батыя, внука завоевателя полумира Чингис-хана. Батый обложил Русь данями, русские княжества стали вассалами улуса Джучи, который позже назовут Золотой ордой. Завоеванная татаро-монголами Русь утратила суверенитет, но ордынское иго не затрагивало души русского народа. Татаро-монголы не собирались ни захватывать русские земли в прямое подчинение, ни тем более заселять их, ограничиваясь признанием русских князей себя вассалами хана и взиманием дани; а главное, представляя сами поликонфессиональную массу, татаро-монголы обнаруживали веротерпимость и не собирались чинить религиозное насилие над русскими людьми. Ордынские ханы не пытались обращать покоренный православный народ в иную веру, в то время как возможный союз с Западом нес с собой угрозу утраты самой души народа – святого Православия. Союз с западными государями в попытке сбросить иго предполагал, как непременное предварительное условие, признание Папы главой Вселенской Церкви. Подобное предположения отнюдь не является продуктом чистой спекуляции, но основано на горьком историческом опыте, который сполна пережила Западная Русь. Александр предпочел «дикую Азию» «цивилизованному Западу» – он отверг сделку, суть которой заключалась в продаже души за сомнительную выгоду включения в мир западного христианства на правах его неполноценного и зависимого клиента. Перед лицом агрессии с Запада, с которой он столкнулся на окраине Новгородской земли, мудрый князь предпочел терпеть иго восточных завоевателей, вместо того чтобы в неравноправном союзе с католическим орденом и с католическими королевствами Западной Европы попытаться сбросить это иго.
Подобный выбор в ту пору предлагался и еще одному выдающемуся русскому князю, самому могущественному в Юго-Западной Руси, – Даниилу Галицкому. В стремлении освободить свое княжество и в перспективе всю Русь от татарского ига он готов был к союзным действиям с соседними католическими государями – Польским, Венгерским, – с которыми, впрочем, в прошлом он воевал. В политических и конфессиональных перипетиях Галицкого княжества времен Великого князя, или, если угодно, короля Даниила явлен был прообраз, прототип последующей, до наших дней трагической, истории Галиции и всей Юго-Западной Руси – Украины.
Не раз пришлось князю Александру Невскому путешествовать в Орду. Именно ордынский хан Гуюк выдал ему ярлык на Великое княжение Киевское и всея Руси. Несмотря на громкость титула, предпочтение было в действительности оказано его младшему брату Андрею, который получил во владение Владимирское княжество, потому что Киев был почти стерт с лица земли при его завоевании татаро-монголами, а киевляне, оставшиеся в живых и не захваченные в плен, разбежались – кто на Волынь и в Галицкую землю, кто в Полесье, а кто – во Владимиро-Суздальское княжество. Поэтому, вернувшись из Каракорума в 1249-м году, Александр не поехал в Киев, но поселился в Новгороде.
Отец Невского овладел Киевом в 1236 году во главе объединенных сил северорусских княжеств. Измотанные длительной усобицей южане не смогли оказать сопротивления этому. И спустя 13 лет на княжеский престол взошел сам Александр.
К сожалению, достоверных сведений, о том, как осуществлялось управление Киевом в конце жизни Александра Невского пока нет. Есть лишь весьма позднее сообщение Густынской летописи (XVII века) о том, что после смерти Александра киевским князем стал его брат и преемник на Владимирском престоле Ярослав Ярославич. А если это было действительно так, то великому русскому князю сопутствовал успех и на днепровском направлении.
Тем не менее, судьба Киева во второй половине XIII века была предрешена. Он лежал на пути частых экспедиций ордынцев в Литву и Галицкое княжество. В 1299 году Киев перестал быть не только политическим центром, но и церковной столицей. Митрополит Максим «не терпя татарьского насилья… збежа из Киева и весь Киевъ разбежалъся». Владыка ушел во Владимир и вместе с ним на север переместился центр духовной жизни русских земель. Но это уже, как говорится, другая история.
Нет, никогда не будет Александр Ярославич Невский украинским героем, не поставят ему памятник, не сочинят легенду, как «в XIII веке казачий атаман Сашко Нывськый (от украинского слова «ныва», по-русски нива — возделанное и засеянное поле), при небольшой помощи татар всю Россию захватил и к Украине присоединил», и как «москали» потом опять отсоединились, потому что не хотели с украинцами ездить пить кофе в венской опере и есть круассаны в Париже…
Год назад Синод раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ) исключил из церковного календаря день памяти святого князя Александра Невского. Невского в ПЦУ посчитали «образом российской пропаганды», которому нет места среди разрешённых к почитанию украинцами святых.
На самом деле, наверное, большинство украинцев даже не знает, что Александр Невский киевским князем был. Их этому не учат, чтобы лишние мысли не возникали, ибо голова у них «чтоб носить стальную каску или газовую маску, чтоб не думать ничего (фюрер мыслит за него)».